тел. (812) 777-10-10
тел. (921) 996-25-93

Санкт-Петербург, ул.Караванная, 22

тел. (495) 648-65-10
Москва, ул. Стромынка, д. 20

Игорь Остюченко

Сертифицированный специалист Google

Курсы по продуктам Google

igor ostyuchenko курсы google

Группы,индивидуально,дистанционно

Опыт и перспективы применения ассистивных устройств в учебном процессе в рамках совместной образовательной программы ЦСРИ Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга и Многопрофильного образовательного центра Эдукор.

По состоянию на лето 2010 года в Петербурге проживает около 700 тысяч инвалидов, это примерно десятая часть населения нашего города. Люди с ограниченными физическими возможностями как социальная категория людей нуждаются в большей степени социальной защиты, помощи, поддержке. Виды социальной защиты определены законодательством, нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что в основном нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание ограниченной жизнедеятельности.

Однако, людям с ограниченными  физическими возможностями кроме материальной формы помощи и поддержки необходима также помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их жизнедеятельность, открыть им новые перспективы, поддержать направления самореализации в жизни.  Открыть новые перспективы людям с ограниченными физическими возможностями позволяют современные информационные и ассистивные технологии(англ. Assistant - помощник, подручный, ассистент). Они в буквальном смысле помогают инвалидам распахнуть окно в мир, прежде всего в мир виртуальный.

Ассистивные устройства для управления компьютером уже разработаны в Санкт-Петербурге и предназначены в первую очередь для людей с ограниченной подвижностью рук. Ограниченная подвижность рук не позволяет эффективно управлять манипулятором ?мышь?, тем самым делая невозможным управление компьютером. А ведь владение компьютером как для работы, так и в личных целях является обязательным в современном обществе.  Разработанные ассистивные устройства позволяют управлять компьютером без помощи рук - например, движением головы или даже просто лицевых мышц.

Фото ассистивных устройств

Для передачи команд служит специальный обруч, который надевают на голову. Кстати, обруч можно держать и в руке - тем, кому удобнее так. Такие ассистивные устройства заменяют манипулятор мышь и клавиатуру. Управление курсором осуществляется движением головы или лицевых мышц, нажатие кнопки ?клик? производится посредством подачи любого голосового сигнала.

Президент России Дмитрий Медведев определил пять направлений развития России в сфере высоких технологий. Ассистивные устройства соответствуют трем из них. Как показали исследования, такие устройства позволяют полноценно управлять компьютером ? наши пользователи во время занятий показали нам свои компьютерные рисунки, тексты стихов и даже сделанные сайты в сети Интернет. Все это было сделано без помощи рук, с применением ассистивных устройств.

Есть уверенность в том что, человек с ограниченными возможностями в современном мире не должен быть ограничен в 21 веке по крайней мере при работе за компьютером. 

Комплект ассистивных устройств для управления компьютером без помощи рук состоит из:

  • Речевая система управления (вместо клавиатуры),
  • Трекер движений головы для управления мышью (трехмерным курсором),
  • Программа псевдо-голографического осмотра трехмерных объектов и сцен,
  • Программа распознавания жестов и мимики,
  • Дополнительно: устройство управления взглядом, программа синтеза речи.

Основные преимущества такого асистивного комплекта заключается в следующем:

  • Управление движениями головы и речевыми командами без использования рук,
  • Общение с компьютером жестами, движениями головы и взгляда? Понимание мимики и эмоций пользователя? Обеспечивает расширенные возможности естественного общения с компьютером.

Основные технические характеристики ассистивного устройста:

  • Безопасен для организма,
  • Защищен от помех солнечного света и ламп освещения,
  • Распознает голосовые команды управления компьютером в условиях помех,
  • Со стерео-очками обеспечивает голографический эффект,
  • Высокая точность (0,02%) для 3D конструирования и дизайна,
  • Дополнен функциями видео и 5-мегапиксельного фотоаппарата,
  • Интерфейс USB (на 2-8 метров) и RS-232 (до 20 метров).

С марта 2010 года Эдукор и Центр социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района Санкт-Петербурга начали обучение основам компьютерной грамотности первая группы людей с ограниченной подвижностью рук из 10 человек при помощи ассистивных устройств.

 

 

В оборудованном ассистивными устройствами компьютерном классе занятия проводит педагог-психолог. Очень многое зависит от того, получится ли педагогу установить положительный контакт со слушателем или нет.

Курс рассчитан на 3 месяца, занятия проходят два раза в неделю, длительность занятий 20 минут.

Как показала практика, занятия более 20 минут утомительны для людей с ограниченной подвижностью рук. Почти все занятия проходят в игровой форме, после первого месяца обучения появился очевидный прогресс у слушателей.

Уже освоены офисные программные продукты, в ближайших планах на занятиях люди с ограниченной подвижностью рук будут осваивать на сеть Интернет. 

К сожалению, часто люди с ограниченными физическими возможностями ограничены в возможности получить полноценное образование. Но на помощь может придти дистанционное обучение. Эта форма обучения позволяет получить человеку образование практически не выходя из дома и является одной из перспективой развития образовательной программы в ЦСРИ Фрунзенского района и МОЦ Эдукор.

Компьютер, подключенный к сети Интернет, наушники, микрофон и желание учиться - вот все, что нужно человеку для обучения. Все контрольные работы и иные практические задания студент получает по электронной почте, и таким же образом отправляет свои работы на проверку преподавателям. В свою очередь, доступ к Интернету дает нашим слушателям возможность поиска необходимой информации для написания рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.

В сети Интернет можно также найти электронные варианты книг, учебников, журналов. К тому же многие преподаватели стали издавать конспекты своих лекций в электронном варианте. Это огромная помощь тем, кто не в состоянии посещать ежедневно занятия и самостоятельно вести конспекты лекций. 

При желании можно изучить практически любую специальность (от оператора ЭВМ до экономиста-аналитика) .Уже после первых занятий было определено, что только с помощью индивидуального подхода к каждому слушателю этой программы можно достичь успеха. Для каждого студента составляется индивидуальный учебный план с учетом его уровня начальных знаний, особенностей характера и степени усталости от компьютеров. 

В настоящее время в России гражданам, особенно имеющим инвалидность, не просто добиться осуществления своих прав в различных сферах, в частности, в области образования. Людям с ограниченными физическими возможностями для полноценного развития необходима связь с внешним миром. Причем связь с обратной связью. В большей степени эту проблему может решить Интернет, который становится более доступным и для необеспеченных слоев населения.

Интернет многим нашим слушателям может дать то, чего в обычной жизни им так не хватает: предоставить шанс ?жить полноценной жизнью?, почувствовать себя личностью. Чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, необходимо обладать знаниями.  Форма удаленного выполнения работ через Интернет (?фриланс?) медленно, но верно завоевывает российский рынок труда. Эта форма трудоустройства является еще одной перспективной. Появляется больше вакансий с пометкой ?ищем исполнителя в режиме ?фриленс?, повышается уровень вознаграждения таких сотрудников.

Имея компьютер и доступ к сети Интернет и ассистивные устройства можно самостоятельно или по программе дистанционного обучения овладеть многими популярными фриланс-профессиями. Поэтому не стоит удивляться повышению численности людей с ограниченными физическими возможностями на студенческой скамье. Наоборот, надо делать все, чтобы эта численность росла еще большими темпами.

Для решения проблем социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями нужна, прежде всего, государственная поддержка инноваций в области ассистивных устройств. Тогда появятся все больше и больше полезных разработок,  разработки будут доведены до промышленного производства, и ассистивные устройства будут доступны всем. Но к сожалению, на сегодняшний день ассистивные устройства достаточно дороги, комлект стоит около 20 тысяч рублей.

Хочется добавить, что инновации для людей с ограниченными физическими возможностями дают отложенный синергический эффект ? развитие всех форм производства в области высоких технологий, в том числе малого и среднего бизнеса, а также включенность людей с ограниченными возможностями во все сферы жизни общества.

Образовательные партнеры

Институт маркетинга Финляндии

Институт маркетинга Финляндии
(г. Хельсинки)

ibi2

Международный банковский институт
(СПб)

spbgu logo 1

Факультет журналистики СПбГУ

Совет директоров ССУЗ Санкт-Петербурга

Совет директоров средних специальных учебных заведений 
(СПб)

Среди наших выпускников:

govdpairastanaevrosibfontankalsrexpoforumsoftbalancetaxi068tikkurilatrinetelamasociate220pulkovo

и еще более 1000 представителей компаний.