тел. (812) 777-10-10
тел. (921) 996-25-93

Санкт-Петербург, ул.Караванная, 22

тел. (495) 648-65-10
Москва, ул. Стромынка, д. 20

Группы,индивидуально,дистанционно

Вернуться к содержанию Концепции

Концепция Национальной программы повышения финансовой грамотности населения. Базовые принципы реализации Национальной программы

4.1. Комплексный подход к решению проблемы финансового просвещения

При разработке программы повышения уровня финансовой грамотности населения необходимо обеспечить комплексный подход, который является обязательным условием эффективности реализации такой программы. Комплексный подход предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, т.е. не только повышение грамотности населения в отношении вопросов взаимодействия с банками, инвестирования на фондовом рынке, или на других отдельно взятых секторах финансового рынка, но и повышение финансовой грамотности населения по всему комплексу вопросов, связанных с различными аспектами функционирования всех финансовых рынков.

Это означает, что невозможно осуществлять специальную программу повышения финансовой грамотности населения только в сегменте банковских или страховых услуг, или на фондовом рынке без реализации полномасштабной национальной программы повышения финансовой грамотности населения, составными частями которой станут отраслевые программы просвещения населения в вопросах деятельности на отдельных сегментах финансового рынка (банковском, страховом, пенсионном и т.д.).

Следует учитывать, что сложно ожидать со стороны населения грамотного подхода к пользованию инструментами различных секторов финансового рынка без повышения уровня общей финансовой грамотности.

Так, например, обеспечить полноценный приток средств населения на фондовый рынок невозможно без повышения общей финансовой грамотности до уровня, позволяющего домохозяйствам делать обоснованные решения в отношении, во-первых, распределения располагаемых доходов между сбережениями и потреблением, и, во-вторых, распределения сбережений между различными формами сбережений, в том числе банковскими депозитами и инвестированием в ценные бумаги.

4.2. Нацеленность на решение конкретных проблем населения

Национальная программа должна быть нацелена не столько на пропаганду современных финансовых инструментов (с этой задачей эффективно способен справиться бизнес), сколько на создание системы информационной безопасности для домохозяйств. Необходимо обеспечить тот уровень практических знаний населения, который предупредит массовые ошибки и рационализирует стереотипы массового финансового поведения. Подход к повышению финансовой грамотности должен быть основан на учете практических проблем домохозяйств, исходить от кошелька и бюджета конкретных целевых групп населения. То просвещение, которое осуществляется ?сверху?, должно соответствовать практическим запросам людей. Поэтому необходимы тонкая настройка информационной политики в соответствии с диагностикой ситуации домохозяйств, упорная разъяснительная работа со стороны фигур высокого общественного статуса, которая оказывается на много эффективнее рекламных технологий.

Необходимо добиваться того, чтобы граждане могли совершать свободный, обоснованный выбор тех финансовых продуктов и услуг, которые им необходимы.

4.3. Четкое позиционирование и адресный характер

Инициативы, осуществляемые в рамках Национальной программы, должны учитывать потребности различных целевых аудиторий граждан: учащихся, тех, кто впервые приступает к работе, безработных, граждан, которые планируют обзавестись семьей, молодежи, граждан, осуществляющих привлечение кредитов, пенсионеров, военнослужащих, граждан, столкнувшихся с серьезными финансовыми проблемами и т.п. Важно, чтобы материалы программы имели доступную для понимания соответствующей аудитории форму. Формат программ должен обеспечивать их интерактивность, позволять участникам сообщать о своих проблемах и потребностях и оказывать им соответствующие консультации.

В рамках Национальной программы целесообразно выделить следующие целевые группы, для которых образовательные программы и мероприятия будут иметь свою четко выраженную специфику:

а) группы риска;
б) молодежь;
в) группы высокого инвестиционного потенциала (?группы прорыва?);
г) группы высокого информационного потенциала (?ресурсные группы?);
д) группы государственных служащих (?государственные люди?);
е) журналисты и сотрудники СМИ.

Среди населения необходимо выделить несколько целевых групп, которые следует охарактеризовать как группы риска, так как именно эти группы могут индуцировать наибольший риск в результате недостаточно высокого уровня их финансовой грамотности. Работа в области финансового просвещения среди таких групп должна стать приоритетом Национальной программы. Среди таких групп следует выделить:

  • Пользователи потребительского кредита и ипотеки
    В условиях глобального финансового кризиса существенно выросла нагрузка на домашние хозяйства по обслуживанию кредитов. Соответственно растут риски невозврата кредитов и риски финансовых кризисов домохозяйств. Проблема может стать очень острой, поскольку, по данным Банка России, совокупная задолженность физических лиц по кредитам (совокупный объем выданных кредитов по действующим кредитным договорам) составляет более 4 триллионов рублей - по состоянию на 01.01.09. В данной области необходимо немедленно предпринимать действия, направленные на предотвращение острой фазы кризисной ситуации.
  • Покупатели акций в ходе ?народных? IPO, владельцы акций и пайщики ПИФов
    По оценкам экспертов, количество физических лиц ? резидентов, проводящих непосредственно или через инструменты коллективных инвестиций операции на рынке ценных бумаг, составляет 693 ? 809 тыс. человек на начало 2008 года (около 1% экономически активного населения).
    Именно группа массовых инвесторов понесла наибольшие потери в связи с сильным падением фондового рынка. Так, инвесторы, участвовавшие в ?народных IPO?, понесли самые большие потери, которые по состоянию на конец 2008 года оказались трагическими, сопоставимыми с потерями граждан от прямых махинаций на финансовом рынке в 90-е годы, выразившихся в формировании т.н. ?финансовых пирамид?.
  • Пенсионеры
    Дискуссия о возможном кризисе пенсионной системы, о дефиците Пенсионного фонда затрагивает интересы миллионов пенсионеров и граждан предпенсионного возраста. Вопрос этот вышел за рамки экспертного обсуждения, стал политическим фактором, влияющим на доверие населения к государству и финансовым институтам.
  • Молодежь
    Одним из приоритетных направлений работы в рамках Национальной программы должно стать финансовое образование молодежи. Необходимо начинать образование граждан в области экономики и финансов как можно раньше ? еще со школы. Приобретение молодыми людьми знаний в области экономики и финансов еще в начальной и средней школе является важным фактором повышения финансовой грамотности населения. Основы финансовой грамотности наряду с родным языком и математикой ? это те знания, которые каждый учащийся будет использовать в своей повседневной жизни вне зависимости от своей дальнейшей профессиональной ориентации. Кроме того, результаты реализации зарубежных образовательных программ свидетельствуют о том, что дети становятся катализатором повышения финансовой грамотности своих родителей. В этой связи Национальная программа должна предусматривать меры, направленные на привнесение в программу обязательного среднего и высшего образования предметов или вопросов, относящихся к экономическому и финансовому образованию, включение вопросов, связанных с планированием личного бюджета и управлением финансами, в практику преподавания смежных предметов.

Выделение вышеуказанных и других целевых групп необходимо для обеспечения адресности программы повышения финансовой грамотности населения, основной фокус которой должен быть сделан именно на проблемные группы и работу с молодежью.

4.4. Повышение осознания гражданами необходимости повышения своей финансовой грамотности

Потребители финансовых продуктов не всегда осознают отсутствие знаний и свое непонимание финансовых проблем и рисков, что является необходимым фактором готовности к восприятию программ, направленных на повышение финансовой грамотности. Поток информации и проблемы домохозяйств, связанные с кризисом, привлекли внимание населения к финансовым вопросам, создали иллюзию повышения финансовой грамотности. Но как отмечалось выше, объективного улучшения ситуации в области практических финансовых знаний не произошло. Специальные мероприятия в рамках Национальной программы (например, различные рекламные акции и исследования, в которых гражданам предлагается ответить на ряд вопросов по финансовым темам, викторины и т.п.) должны способствовать привлечению внимания граждан к недостаточному уровню их финансового образования.

4.5. Соединение финансовой и юридической грамотности

Данный принцип предполагает, что невозможно повышение грамотности в узкой области финансовых вопросов без сопутствующего повышения юридической грамотности. Как показывают исследования, большинство населения РФ не знает законов и не имеет навыков пользования законами, которые непосредственно касаются жизни каждого человека (жилищное, трудовое законодательство, административный кодекс, права потребителя и инвестора и т.д.).

4.6. Подготовка преподавательского состава

Ключевой вопрос в развитии успешного финансового образования ? кадры, т.е. повышение квалификации тех, кто ведет программы обучения. Отсюда следует важность программ ?обучения учителей?. Такие программы должны распространяться не только на школьных учителей и преподавателей ВУЗов, но и на социальных работников, банковских служащих, и иных лиц, осуществляющих работу с клиентами, тех, от кого зависит успех деятельности по повышению финансовой грамотности. В этой связи в рамках Национальной программы необходимо развивать инициативы, направленные на обучение преподавателей и подготовку соответствующих методических материалов.

4.7. Превращение опыта бизнеса в практические навыки населения

Практическая финансовая грамотность, как показывают исследования, распространена крайне неравномерно. Поэтому одним из принципов организации реализации программы должна стать трансляция имеющегося у предпринимателей финансового опыта широким массам населения. В рамках Национальной программы должны предлагаться инструменты, позволяющие аккумулировать бесценный опыт продвинутых групп и сделать его достоянием широких слоев населения.

4.8. Активное использование обратной связи и оценки эффективности мероприятий программы

Обязательным условием эффективности программы повышения финансовой грамотности населения является активное использование обратной связи. С помощью регулярных социологических опросов должен осуществляться мониторинг финансовых настроений, на основании которого могут быть осуществлены упреждение рисков, выявление групп и регионов риска, смягчение проблем с помощью разъяснительной работы на опережение. Современный социологический инструментарий позволяет выстроить простую систему нескольких индикаторов массовых настроений, позволяющих отслеживать уровень деловой активности по регионам и предсказывать зоны риска по группам населения и регионам.

Регулярная оценка и корректировка программ повышения финансовой грамотности позволит повысить их эффективность и приводить их в соответствие с лучшей практикой в данной области. Поэтому следует непременно включить в инициативы и программы финансового просвещения регулярную оценку достижения поставленных целей и полученных результатов.

4.9. Мониторинг качества инструментов и материалов, используемых в рамках Национальной программы

В целях обеспечения эффективности Национальной программы необходимо постоянно осуществлять мониторинг качества образовательных и методических материалов обучающих программ. В долгосрочной перспективе следует рассмотреть вопрос о разработке специальных стандартов качества, которым должны соответствовать программы и инициативы финансового просвещения. Целесообразно создание систем обучения и сертификации для инвестиционных консультантов. В отношении инициатив иных организаций, непосредственно работающих с населением, должен проводиться аудит и контроль качества со стороны независимых органов контроля (ЦБ РФ, Минфин, ФСФР России, Министерство образования, СРО и др.).

4.10. Непредвзятый и объективный характер образовательных инициатив, осуществляемых со стороны частного сектора

В рамках реализации Национальной программы следует уделить особое внимание обеспечению непредвзятого характера, и объективности инициатив, осуществляемых со стороны частного сектора. Недопустимо, чтобы под видом образовательных или просветительских инициатив осуществлялся маркетинг или продвижение конкретных финансовых продуктов или услуг, предлагаемых той или иной организацией. В этой связи необходимо проведения выборочного аудита образовательных программ, реализуемых организациями частного сектора, со стороны профильных органов надзора (ЦБ РФ, ФСФР России, ФССН, Минфина, и др.).

Образовательные партнеры

Институт маркетинга Финляндии

Институт маркетинга Финляндии
(г. Хельсинки)

ibi2

Международный банковский институт
(СПб)

spbgu logo 1

Факультет журналистики СПбГУ

Совет директоров ССУЗ Санкт-Петербурга

Совет директоров средних специальных учебных заведений 
(СПб)

Среди наших выпускников:

govdpairastanaevrosibfontankalsrexpoforumsoftbalancetaxi068tikkurilatrinetelamasociate220pulkovo

и еще более 1000 представителей компаний.