тел. (812) 777-10-10
тел. (921) 996-25-93

Санкт-Петербург, ул.Караванная, 22

тел. (495) 648-65-10
Москва, ул. Стромынка, д. 20

Группы,индивидуально,дистанционно

Вернуться к содержанию Концепции

Концепция Национальной программы повышения финансовой грамотности населения. Идеология Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации

3.1. Миссия (основная цель) Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации

Основной целью Национальной программы является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России, повышение долгосрочного инвестиционного спроса и укрепление стабильности финансовой системы через резкое повышение эффективности домохозяйств в принятии финансово-экономических решений за счет кардинального повышения уровня финансовой грамотности населения, внедрения массовых эффективных стереотипов принятия экономических решений гражданами России.

В рамках Национальной программы под финансовой грамотностью населения будет пониматься способность граждан России:

  • эффективно управлять личными финансами;
  • осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
  • оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
  • разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
  • принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознано нести ответственность за такие решения;
  • компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.

3.2. Задачи Национальной программы

Для достижения цели Национальной программы необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на решение следующих основных задач:

a) Организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России.

В рамках данной обширной задачи необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:

  • Создание учебных, методических и образовательных материалов. Необходимо провести аудит существующих учебных пособий, методических и образовательных материалов на предмет их соответствия целям повышения финансовой грамотности учащихся, а также возможности их применения для финансового просвещения вне учебных заведений, приступить к процессу разработки таких пособий и материалов на основе лучшего зарубежного и российского опыта, в том числе, предполагающих применение нетрадиционных учебных и образовательных процессов на основе современных электронных и Интернет технологий. Разработанные в рамках Национальной программы образовательные материалы должны быть доступны для применения всем участникам Национальной программы.
  • Подготовка компетентных специалистов и преподавательского состава по вопросам финансовой грамотности. Необходимо повышать уровень компетенции преподавателей, вовлеченных в программы передачи финансовой грамотности, а также осуществлять подготовку специалистов, которые будут вести различные образовательные семинары и другие мероприятия, направленные на финансовое просвещение граждан в рамках системы центров просвещения, или на рабочих местах. В этой связи существенное значение приобретает программа ?учебы учителей?.
  • Включение вопросов финансовой грамотности в учебные планы образовательных учреждений. В связи с перегруженностью школьных программ включение в учебные планы обязательных предметов, связанных с финансовой грамотностью, может быть рассмотрено в среднесрочной перспективе. В качестве немедленных мер следует рассматривать встраивание вопросов, связанных с финансовой грамотностью в качестве иллюстрирующих материалов к смежным предметам, и использование факультативных курсов.
  • Создание центров финансового просвещения. Необходимо создание центров финансового просвещения, осуществляющих регулярные образовательные мероприятия и консультации для населения. Такие центы могут создаваться на базе территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, ВУЗов, публичных библиотек и т.п. при поддержке общественных и образовательных учреждений и коммерческих организаций.
  • Создание общедоступной системы доведения до населения образовательных материалов по финансовой грамотности, актуальной информации по всем вопросам, связанным с использованием финансовых продуктов и услуг, инвестирования на финансовых рынках, планированием пенсионных накоплений.

b) Привлечение внимания граждан к проблематике Национальной программы, повышение уровня осознания гражданами необходимости повышения своих финансовых знаний, в том числе через:

  • проведение специализированных опросов населения;
  • медийные средства;
  • акценты выступлений знаковых представителей государства.

c) Обеспечение экономической безопасности домохозяйств, в том числе за счет:

  • разрушения патерналистского стереотипа, взращивания культуры принятия домохозяйствами самостоятельных ответственных решений в области экономики и финансов, формирование у российских граждан нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
  • развития навыков финансового планирования и формирования резервов на случай непредвиденных обстоятельств - ?финансовой подушки безопасности?;
  • создания института инвестиционного консультирования розничных инвесторов;
  • совершенствования нормативно-правовой базы регулирования финансовых рынков, в том числе, в области совершенствования требований к раскрытию информации о финансовых продуктах (создания информационного паспорта финансового продукта) и разработки стандартизованных контрактов по финансовым продуктам и услугам;
  • создания центров финансового консультирования граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации;
  • повышения информированности населения о финансовом рынке и возможностях повышения благосостояния граждан за счет инвестирования на этом рынке;
  • расширения возможностей защиты населением своих прав как потребителя финансовых продуктов и услуг и как инвестора;
  • повышения уровня правовых знаний граждан и навыков использования предусмотренных законодательством средств для защиты своих прав;
  • создания контура практических знаний, защищающих от массовых ошибок и предотвращающих финансовую панику;
  • сужения поля для коррупции, злоупотреблений и финансовых махинаций.

d) Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых домохозяйствами, в том числе за счет:

  • повышения базовых знаний о финансовом рынке и экономике;
  • повышения осведомленности граждан о рисках, связанных с инвестированием средств в инструменты финансовых рынков и о методах снижения таких рисков;
  • передачи практического финансового опыта передовых групп (финансовая элита, малый и средний бизнес, мелкие частные инвесторы) всему населению.

e) Повышение общей экономической активности населения, поддержка предпринимательства, идей создания собственного бизнеса домохозяйств. Повышение компетентности граждан для открытия своего бизнеса, культивирование предпринимательского опыта, создание культурных условий для массового развития малого и среднего бизнеса.

f) Изменение отношения государственных служащих, контролеров, работников правоохранительных органов к массовой экономической активности граждан, обеспечение единства государственной политики в отношении экономического поведения домохозяйств (в том числе информационной политики).

g) Формирование социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей, создание прозрачных и непредвзятых моделей продвижения и предоставления услуг, в том числе через:

  • разработку и принятие стандартов социально ответственной деятельности;
  • включение в кодексы этики профессиональной деятельности коммерческих организаций положений о работе и правилах коммуницирования с клиентами / инвесторами;
  • разработку и принятие регламентов и правил информационной политики, в частности, рекламы и иных форм публичного раскрытия информации, направленной на потребителя финансовых услуг;
  • создание информационных паспортов финансовых продуктов.

Все задачи Национальной программы должны быть отражены в отраслевых программах повышения финансовой грамотности населения и иметь конкретное значение, т.е. систему целевых ориентиров, конкретных мер, направленных на достижение таких ориентиров, и оценки достигнутых результатов, на определенном временном интервале.

Образовательные партнеры

Институт маркетинга Финляндии

Институт маркетинга Финляндии
(г. Хельсинки)

ibi2

Международный банковский институт
(СПб)

spbgu logo 1

Факультет журналистики СПбГУ

Совет директоров ССУЗ Санкт-Петербурга

Совет директоров средних специальных учебных заведений 
(СПб)

Среди наших выпускников:

govdpairastanaevrosibfontankalsrexpoforumsoftbalancetaxi068tikkurilatrinetelamasociate220pulkovo

и еще более 1000 представителей компаний.